Строительство Балтийской АЭС и электромобилизация России

12 Декабря 2016
Руководитель Межрегионального общественного экологического движения «Ока» А.В. Хасиев обратился в Правительство Российской Федерации с предложением создать Балтийский кластер по производству электромобилей на северо-западе России и активировать строительство Балтийской АЭС.

В письме, направленном на имя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, в частности, говорится:
«Межрегиональное общественное экологическое движение «Ока» является последовательным и активным сторонником прихода электромобилей на наши улицы. Мы приветствуем вступление  в силу  постановления Правительства  РФ № 890  от  27 августа 2015 года,  по которому зарядные станции включены в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса.

Все опасения экологов, что нефтегазовое лобби продавит решение об отмене или переносе сроков исполнения этого решения, оказались напрасными.

         Россия  начинает революционные преобразования  в энергетике, транспорте и производстве,  новый этап по пути  к созданию экологически чистого  мира, улучшения качества жизни в нашей стране.

Одно из главных противоречий в процессе электромобилизации России – электромобили не покупают, потому что нет развернутой сети зарядных станций, а нет сети зарядных станций потому, что нет электромобилей,  сегодня разрешено. Обязательное наличие зарядной станции на всех АЗС страны  открывает дорогу для прихода  электромобилей  в наши города и поселения. 

Сегодня перед Россией стоят две задачи:
1.   Начать производство  отечественных зарядных станций, соответствующих мировому уровню по качеству и доступных по цене.
2.   Начать производство  в стране электромобилей, соответствующих мировому уровню по качеству и доступных по цене.

Первая задача успешно решается госкорпорацией  «Ростех» совместно с  компанией «Россети».

Сложнее обстоит дело с решением второй задачи. При всех преимуществах электромобилей, остается проблема дорогих, малоёмких и тяжелых аккумуляторов энергии, которые порой составляют до 40% их цены и веса. Вместе с тем, преимущество электромобилей в том, что у  них огромный потенциал инновационного развития, прежде всего в технологиях безопасности и аккумулирования электрической энергии.

Электромобили – это инновации
Сегодня между крупнейшими компаниями, исследовательскими центрами и странами  мира развернулась глобальная гонка по созданию безопасных, энергоёмких, лёгких и дешевых в  производстве аккумуляторов для  электромобилей, автопилотированию, повышению безопасности и комфортабельности, созданию систем «электромобиль – город», «электромобиль – дорога», «электромобиль – дом».

Есть уверенность, что в ближайшие годы  цена на электромобили будет снижена в разы, и они станут доступны для массового использования, также как произошло с мобильными телефонами.

Очень важно России не отстать от мировых тенденций и активно участвовать в формировании экологически чистого мира и переделе новых глобальных рынков.

Учитывая вышеизложенное, Экологическое движение «Ока»  предлагает создать на северо-западе России (Калининградская и Ленинградская области)  Балтийского кластера по производству электромобилей на базе существующих автосборочных производств.

К производству аккумуляторов, электродвигателей, ходовых и кузовных деталей и электроники необходимо привлечь инновационные предприятия  госкорпораций «Росатом» и  «Ростех». 

По  оценкам экспертов, к  2050 году значительная часть транспорта мира будет электрическим. Всё актуальнее становится проблема энергодефицита. Начинает формироваться новый грандиозный рынок электрической энергии. Некоторые задаются вопросом — откуда мы возьмем столько электроэнергии?

Атомная энергетика и электромобили
Для решения этой проблемы в рамках Парижского соглашения по климату необходимо развивать атомную генерацию, как основу зеленой энергетики. Экологическое движение «Ока» с 2010 года осуществляет мониторинг экологической безопасности АЭС в рамках  долгосрочной программы «Общественный контроль в атомной энергетике», что стало возможным благодаря политике открытости, проводимой ГК «Росатом».

Все этапы проектирования, строительства и эксплуатации российских атомных станций находятся под постоянным наблюдением и контролем независимых экологов и экспертов. 

Проделав эту огромную работу, на основании полученной объективной информации  мы со всей  определенностью и ответственностью  заявляем: 
1. Современная российская атомная энергетика экологически наиболее безопасна.
2. Российские атомные проекты лидируют в мире по своей конкурентоспособности, безопасности и надёжности.

Сегодня Россия является мировым лидером в  производстве экологически безопасных атомных реакторов. Наша страна располагает технологиями замкнутого ядерного топливного цикла, что делает атомную энергетику практически безотходной и  гарантированно обеспечивает атомные станции топливом на  многие столетия. Российская атомная генерация является основой для создания зеленой энергетики в мире.

Создание Балтийского кластера по производству электромобилей и приход на наши улицы электромобилей актуализирует ускоренное строительство в полном масштабе Балтийской АЭС.

Электромобилизация положительно скажется на отношении европейской общественности, властей и финансовых институтов к  России. Новые перспективы откроются для строительства Ленинградской, Балтийской и Белорусской АЭС-2.

Куда деть нефть и газ?
Сегодня бюджет России в  значительной степени формируется от добычи и продажи нефти и газа. Есть определенные опасения, что нефть и газ некуда деть, если транспорт будет электрическим, а большую долю электроэнергии будем производить на атомных станциях. Однако, еще Д. И. Менделеев говорил, что сжигать природный газ то же самое, что топить ассигнациями.

Ископаемые углеводороды являются ценнейшим сырьем для глубокой химической переработки и  производства огромного ассортимента товаров, так необходимых населению и в других отраслях экономики.

Потребности в этой продукции и в России, и в мире огромные, поэтому спрос и цены на ископаемые углеводороды будут устойчиво повышаться.

Экологическое ралли «Чистая энергия»
В 2017 году, объявленном Президентом РФ В.В. Путиным Годом экологии, Экологическое движение «Ока» для пропаганды электромобилей планирует проведение  четырёх этапов экологического ралли «Чистая энергия» с участием электромобилей по маршрутам  Москва – Нижний Новгород – Москва, Москва – Санкт-Петербург – Москва, Москва – Сочи – Москва,  Калининград – стройплощадка Балтийской АЭС – Калининград.

Сотрудничество
Результатом деятельности Экологического движения «Ока» является  ускорение решений органами власти всех уровней и гражданским обществом России законодательных, технологических и  организационных вопросов прихода электромобилей на наши улицы.

Мы продвигаем новые приоритеты в  экологии, энергетике, транспорте, образе жизни людей. Существуют риски недооценки и непонимания новых мировых тенденций со стороны некоторых чиновников, традиционного бизнес сообщества, широких слоев населения.

Декарбонизация энергетики и транспорта в рамках системы «атомная генерация – электромобили» станет спасительной для экологии, а также  для исторических и культурных памятников Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани и других городов, курортных кластеров Сочи, Минеральных Вод, Крыма.

Направить Россию на путь экологического развития можно, только объединив усилия властей всех уровней, общественных организаций, СМИ, российских инновационных структур и компаний».

В письме также предлагается создать  рабочую группу с включением в неё экспертов Межрегионального общественного экологического движения «Ока»  для подготовки и практической реализации вышеизложенных предложений.