МЕМОРАНДУМ О СОЗДАНИИ БАЛТИЙСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА «АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА - ЭЛЕКТРОМОБИЛИ»

27 Ноября 2020
Настоящий Меморандум о создании Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили» (далее «Кластер») является соглашением о взаимодействии и поддержан  участниками
Международного форума «Балтийский экологический кластер
«Атомная энергетика – электромобили»
 

     1. Актуальность

186 государств, в том числе Россия,  приняли или ратифицировали  Парижское соглашение по климату, провозгласившее курс на декарбонизацию энергетики и транспорта и признавшее атомную энергетику составной частью «зелёной» экономики.

1 июля 2020 года абсолютное большинство населения  поддержало внесение изменений в Конституцию Российской Федерации  и активную практическую реализацию провозглашенной Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным  социально ориентированной политики.

Особое значение в Конституции РФ уделено роли гражданского общества  в  решении вопросов экологического благополучия и качества жизни народа.

Исходя из этих трех начал Межрегиональное общественное экологическое движение «Ока» предлагает к реализации проект Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили».

                        2.  Российская атомная энергетика и мир

Россия  развивает атомную энергетику для созидания справедливого, устойчивого, экологически  чистого мира, в том числе  снижения выбросов парниковых газов,  декарбонизации энергетики и транспорта.

                  3. Качество жизни и потребление электроэнергии

Сегодня Россия занимает 70 место в мировом рейтинге качества жизни и 59 место по  уровню счастья  населения.

В первую  десятку стран с самым высоким качеством жизни и счастливым населением  входят такие же северные страны: Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Канада - лидеры по уровню потребления электроэнергии на душу населения. Россия отстает по этому показателю в 3-5 раз.

Исследования, проведенные Экологическим движением «Ока», выявили прямую зависимость качества жизни населения от уровня потребления электроэнергии в расчете на одного человека.
 
                 4.  Почему  в Балтийском регионе?

В Балтийском регионе на территории 10 стран проживает более 40 млн. человек,  количество автотранспорта с ДВС - более 17 млн. единиц и продолжает увеличиваться, действует 22 атомных энергоблока и планируется построить ещё 12 энергоблоков к 2035 году.

В Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях  постоянно проживает более 12 млн. человек, а количество автотранспорта с ДВС – более5,5 млн. единиц, действует 6 атомных энергоблоков и планируется построить ещё 4 энергоблока к 2035 году.

На территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей:
-  находятся ведущие научные и образовательные центры России, в том числе предприятия и организации атомной отрасли;
-  СПбПУ имени Петра Великого реализует инновационный проект    по созданию «Русского электромобиля»;
- расположены крупнейшие предприятия России по производству автомобилей ведущих компаний Германии, Южной Кореи и Японии, активно осваивающих рынок электромобилей.
 
5.Почему «Атомная энергетика», «Электромобили»        и «Экологический кластер»?

Когда мы говорим «Атомная энергетика», то  имеем в виду не только атомную генерацию, но и  водородную энергетику, энергетику термоядерного синтеза, другие инновационные атомные технологии, в том числе сверхпроводниковые, создание тяговых электродвигателей, аккумуляторов  и накопителей энергии, новых  материалов, а также солнечную, ветровую и другие возобновляемые источники энергии.

Когда мы говорим «Электромобили», то  имеем в виду и наземный, и водный и воздушный транспорт на электрической или водородной тяге.

Когда мы говорим «Экологический кластер», то  имеем в виду, в первую очередь, создание единых стандартов экологического благополучия и качества жизни населения с учетом климатических, экологических, культурно-исторических и иных особенностей регионов (Пусть цветут сто цветов!), и во вторую очередь, создание единых энергетических, технологических, инфраструктурных  и информационных платформ устойчивого развития.

Впервые неправительственной, некоммерческой организацией инициируется создание экологического кластера.
 

         6.  Цели   Балтийского экологического кластера
      «Атомная  энергетика – электромобили»:

- создание единых стандартов экологического благополучия и качества жизни населения с учетом климатических, экологических, культурно-исторических и иных особенностей регионов, создание единых энергетических, технологических, инфраструктурных платформ устойчивого развития;

- превращение Балтии из зоны конфронтации и нарастающих угроз  в регион мира и сотрудничества, инновационного развития и экологического благополучия
;
- обеспечение России и другим странам Балтии лидерства в созидании экологически чистого мира в соответствии с Целями устойчивого развития ООН и требованиями Парижского соглашения по климату.
 
7. Задачи  Балтийского экологического кластера
               «Атомная  энергетика – электромобили»:

- создание условий наибольшего благоприятствования в общественной, экспертной и бизнес среде, СМИ, органах власти прибалтийских стран для практической реализации инновационных проектов по декарбонизации энергетики и транспорта в соответствии с требованиями Парижского соглашения по климату;

- поэтапный переход на преимущественно атомную генерацию электрической энергии, электрическую и водородную тягу транспортного потока  в Балтийском регионе, инновационное развитие прилегающих территорий;

- отработка  технологий, по созданию в перспективе Черноморского, Каспийского и Волго-Окского экологических кластеров «Атомная энергетика – электромобили»;

- налаживание коммуникаций между экологическим и бизнес сообществами балтийских стран по продвижению проектов Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили»:

-  изучение общественного мнения и просветительная работа  по проектам  Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили».
 
8. Концепция  создания   Балтийского экологического кластера 
«Атомная  энергетика – электромобили»:

Членами Кластера могут быть  юридические и физические лица, представители научного и экспертного сообществ, экологические организации, инжиниринговые, промышленные, строительные, транспортные компании, средства массовой информации, образовательные учреждения, органы власти всех уровней и  другие организации, объединенные реализацией целей и задач Кластера.

Кластер создаётся на принципах добровольного участия.

Экспертный Совет Кластера является коллегиальным постоянно действующим органом, координирующим деятельность предприятий и организации – участников Кластера по реализации приоритетных инновационных проектов.

Правление Кластера обобщает российский и мировой опыт, предложения участников Кластера, организует практическую работу исполнительных органов по их взаимодействию и развитию.

Для продвижения Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили» Межрегиональное общественное экологическое движение «Ока  с 26 ноября 2020 года начинает проводить  в режиме онлайн серию консультаций, встреч-диалогов и конференций международного форума "Балтийский экологический кластер "Атомная энергетика - электромобили".

В настоящее время ведётся активная работа по подготовке уставных и программных документов для юридического оформления статуса Балтийского экологического кластера «Атомная  энергетика – электромобили».

Призываем представителей органов власти всех уровней, бизнес структур и гражданского общества оказать поддержку проводимой работе.

Приглашаем  все заинтересованные стороны  к сотрудничеству и участию в  работе Балтийского экологического кластера «Атомная  энергетика – электромобили».
 
Председатель
Координационного Совета
Межрегионального общественного
Экологического движения «Ока»,
Председатель Оргкомитета
Международного форума
«Балтийский экологический кластер
«Атомная энергетика – электромобили»   А.В. Хасиев