Цифровизация и стратегическое планирование
18 Ноября 2023
Хасиев Алан Владимирович, председатель КС МОЭД «Ока», эксперт Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ выступил с докладом на парламентских слушаниях по теме: «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения», прошедшими 13 ноября 2023 года.
Были представлены инициативы по формированию новых принципов стратегического планирования с использованием цифровых технологий.
Строительство суверенного государства-цивилизации Россия провозглашено Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным магистральным путём развития нашей страны.
Складывающаяся на длительный исторический период международная ситуация со всей очевидностью диктует необходимость создания в России полномасштабной производственной экономики.
Коренных методологических изменений требуют и доктринальные, нормативные документы, в том числе прогнозы долгосрочного социально-экономического развития и энергетические стратегии Российской Федерации, а также разработка и принятие принципиально новых законодательных актов на системной основе.
Исходя из вышеизложенного, необходимо разработать и утвердить в срок до 1 января 2025 года:
1. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2045 года».
2. «Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2050 года».
3. «План социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Единую цифровую базу статистических данных предприятий и организаций, министерств и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
После утверждения вышеизложенных основополагающих актов, на их методологической основе и цифровых платформах предлагается ежегодно формировать оптимизированные топливно-энергетические балансы России и регионов.
Для успешной работы цифровых платформ стратегического планирования, прогнозирования и бюджетирования, межрегиональных и межотраслевых балансов предлагается в срок до 1 июля 2024 года создать «Цифровую Систему оптимизированного ценообразования на основе наилучших доступных технологий (ЦСОЦ НДТ)».
К работе по созданию инструментария высокоэффективного управления социально-экономическими процессами в государстве по аналогии с корпорацией, необходимо привлечь представителей научного и экспертного сообщества, в том числе членов экспертного совета Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ.
Практическая реализация вышеизложенных предложений позволит модернизировать экономику, существенно повысит производительность труда, доходы, экологическое благополучие и качество жизни населения России.
Особенно актуальным является вопрос создания «Цифровой Системы оптимизированного ценообразования на основе наилучших доступных технологий (ЦСОЦ НДТ).
Понятие «Наилучшая доступная технология» (НДТ) определено вФедеральном законе от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ как «технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения».
С 2014 года Правительством РФ проведена определенная работа по разработке национальных стандартов в области НДТ, методических рекомендаций по описанию перспективных технологий в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям, но только 10 июля 2022 года распоряжением № 1537-р утвержден поэтапный график актуализации этих справочников.
Необходима более активная практическая работа по стимулированию промышленников и инвесторов к внедрению НДТ, что позволит производить инновационную продукцию, существенно повысить энергоэффективность и ресурсосбережение на предприятиях России, снизить себестоимость и цены на единицу товарной продукции.
ЦСОЦ НДТ наряду с цифровыми платформами стратегического планирования, прогнозирования и бюджетирования, межрегиональных и межотраслевых балансов минимизирует негативное воздействие западных санкций и монополизированной мировой торговли, предоставляет условия наибольшего благоприятствования для развития российских инновационных технологий.
Весь инструментарий ЦСОЦ НДТ направлен на стимулирование достижения максимальных положительных результатов деятельности субъектов экономической деятельности при наименьших затратах, что обеспечит существенное снижение цен на товарную продукцию и услуги внутри России, исключит всякого рода посредников, ценовой сговор на рынке и получение сверхприбылей за счет необоснованного повышения цен.
ЦСОЦ НДТ объективно отразит реальные затраты материально-технических ресурсов на производство единицы товарной продукции и её себестоимость, поможет выявить субъекты необоснованного повышения цен и тарифов в процессе производства и распределения товаров.
Предприятия и инвесторы, применяющие НДТ, должны получатьэнергию, сырье и прочие ресурсы по поощряющим оптимизированным ценам, что позволит им работать с хорошей прибылью без повышения цен или, даже, при снижении цен на свою продукцию.
Неэффективные предприятия и инвесторы, не применяющие НДТ, должны получать энергию и ресурсы по мировым ценам.
Объединение интересов государства и предпринимателей, применяющих НДТ, позволит за короткий срок модернизировать российскую экономику.
На первом этапе в ЦСОЦ НДТ необходимо включить производство базовых товарных продуктов и услуг по 82 группам, в том числе:
- электрической и тепловой энергии;
- ГСМ;
- продукции нефте и газохимии;
- продукции металлургии, металлопроката и изделий из них;
- строительных материалов и услуги строительства;
- продукции сельского хозяйства, продуктов питания;
- транспорта и транспортных услуг;
- жилищных и коммунальных услуг.
Учитывая высокую энерго и ресурсоемкость промышленного производства в нашей стране, практическое внедрение ЦСОЦ НДТ уже на начальной стадии принесёт большой экономический эффект.
Предлагается Правительству РФ оперативно создать:
- Цифровую Систему оптимизированного ценообразования на основе наилучших доступных технологий (ЦСОЦ НДТ);
- Стимулирующие механизмы по внедрению стандартов НДТ на российских предприятиях.