Балтийский экологический кластер «Атомная энергетика – электромобили»

02 Марта 2020

В рамках Интернет-конференции «2045», организованной Межрегиональным общественным экологическим движением «Ока», прошла презентация Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили».

Проект подготовлен рабочей группой МОЭД «Ока» по программе «Декарбонизация энергетики и транспорта»  в соответствии с требованиями Парижского соглашения по климату и перспективами строительства  Балтийской АЭС  в Калининградской области.

Были рассмотрены и представлены предложения по следующим направлениям:
1.     Кластерный подход в решении вопросов экологического благополучия и качества жизни населения Балтийского региона.
2.     Перспективы развития атомной энергетики как составной части  «зеленой» экономики  в Балтийском регионе.
3.     Производство и сервис электромобилей, развитие единой зарядной инфраструктуры  в странах Балтийского региона.
На конференции было отмечено, что кластерный подход является наиболее эффективным для практической реализации требований Парижского соглашения по климату.
        
Целью создания кластера является создание единых стандартов экологического благополучия и качества жизни населения с учетом климатических, экологических, культурно-исторических и иных особенностей региона, создание единых энергетических, технологических, инфраструктурных платформ устойчивого развития.

Предполагается, что проект будет реализовываться в два этапа. На первом этапе (2020-2030г.г.) кластер объединит предприятия и организации Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской, Смоленской, Курской и Тверской областей  России, а также Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии.

На втором этапе(2031-2045г.г.) кластер объединит предприятия и организации других регионов северо-запада России и стран Балтийского региона.

Планируется  к 2045 году в Балтийском регионе снизить долю тепловой генерации и транспорта с  ДВС  до 30-35%.

В перспективе предполагается по аналогии с Балтийским экологическим кластером создать Черноморский  экологический кластер.

А.В. Хасиев, руководитель рабочей группы Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили»:
«Все представленные предложения, результаты многолетних  исследований, проводимых Экологическим движением «Ока» в рамках долгосрочной программы «Общественный контроль в атомной энергетике», наглядно показывают, что современная российская атомная энергетика, экологически наиболее чистая и безопасная, открывает перед Россией  новые грандиозные перспективы, в том числе в реализации  следующих  проектов:
1. Поэтапный уход от использования углеводородного сырья в энергетике и транспорте, и  приход на наши улицы электромобилей. Экологическое движение «Ока», как инициатор и интегратор электромобилизации России, разработало законодательную и нормативную базу прихода электромобилей в нашу страну.
2. Сегодня российское государство   располагает всеми возможностями для существенного роста качества жизни,  духовного и нравственного здоровья нашего народа.
Наше Движение разработало программу «Десница» по массовому строительству молодыми семьями высококлассного индивидуального жилья в регионах. Это программа нового обустройства России, являющаяся во многом продолжением движения молодежных жилищных комплексов 80-х годов прошлого века, также предполагает существенное наращивание новой энергетики.
3.Россия - северная страна с холодным и суровым климатом, продолжительным темным временем суток. В условиях ВТО, чтобы на равных конкурировать с другими странами, необходимо существенно повысить доступность  электроэнергии, значительно увеличить энерговооруженность  экономики, домохозяйств, муниципалитетов.
4.Наши города и поселения должны иметь новые стандарты освещения, что будет содействовать экологии духа, повышению иммунитета населения и преодолению у жителей России сезонного аффективного синдрома.
         Приход электромобилей на наши улицы не только знаменует начало новой экологически чистой  эры, но и формирует новый грандиозный рынок электрической энергии. Например, для надежного снабжения энергией 1 млн. электромобилей необходимы мощности не менее 2,5 ГВт, или АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200.
С другой стороны, производство современных электромобилей – это, прежде всего, производство инновационных аккумуляторов электроэнергии, электродвигателей  и других высокотехнологичных изделий, в чем также заинтересованы предприятия атомной отрасли.  
Сегодня в России необходимо ускоренное решение законодательных, технологических и организационных вопросов прихода электромобилей на наши улицы. Появляется новое понимание перспектив развития российской атомной энергетики и, в частности, строительства Балтийской АЭС.
В частности, предлагается в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях реализовать пилотные проекты  по электромобилизации регионов, на  территории которых уже  более  пяти миллионов автомобилей с ДВС, наносящих огромный ущерб экологии, и количество их быстро увеличивается. Замена хотя бы части из них  на электромобили потребует работы на полную нагрузку  Ленинградской и будущей Балтийской АЭС. Здесь также можно сосредоточить производство электромобилей и комплектующих (аккумуляторы, электродвигатели и пр.), их обслуживание и рециклинг.
Учитывая, что Россия является мировым лидером в производстве экологически безопасных атомных реакторов и располагает технологиями замкнутого ядерного топливного цикла, решение экологических, энергетических, транспортных и других проблем в системе «атомная энергетика – электромобили» развернет в нашу сторону страны балтийского и других регионов планеты.
Таким образом, электромобилизация и реализация других предлагаемых проектов на Северо-Западе России, затем и на территории всей страны, позволит не только построить Балтийскую АЭС и другие станции в полноценном варианте, повысит качество жизни населения, но и обеспечит России  авангардную роль в созидании экологически чистого мира.
Предложения по созданию Балтийского экологического кластера «Атомная энергетика – электромобили» направлены правительствам России, Финляндии, Польши, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии».